25 ноября, Суббота 06:31
Контакты Голицыно на карте RSS
Администрация
городского поселения Голицыно
Одинцовского муниципального района Московской областиг. Голицыно, Звенигородское шоссе, д.15
Главная страница → Новости

Толерантность как средство противостояния терроризму

10:32, 09 ноября 2017версия
для печати

Начало XXI века характеризуется усилением процессов глобализации и их возрастающим воздействием на все сферы жизнедеятельности государств, приводящим к самым серьезным последствиям.

Это проявляется главным образом в социальном, материальном, политическом и другом неравенстве государств и народов, что нередко ведет к радикализации настроения и сознания огромных масс населения в разных странах.

Вследствие этого сегодня как в нашей стране, так и во всем мире наблюдается ослабление коллективизма, выражающегося в неумении соизмерять собственные интересы с интересами окружающих; агрессия среди молодежи; нетерпимость и злоба ко всему незнакомому, к людям, придерживающихся других ценностей.

Мы живем в век, когда процветают различные формы дискриминации, обострились межрелигиозные и межнациональные конфликты. Одним из них является рост терроризма. Яркой иллюстрацией отмеченной выше тенденции является деятельность таких группировок, как «Аль-Каида», «Братья мусульмане», «Талибан», «Исламское государство Ирака и Леванта» и др.

Терроризм определяется как «насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения».

Как правило, террористические акты приносят многочисленные человеческие жертвы, являются причиной разрушения материальных и духовных ценностей, не поддающихся затем восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

Масштабы терроризма, и главное, его разрушительный потенциал сегодня настолько велик, что позволяют считать террористическую деятельность одной из глобальных проблем и одной из самых серьезных угроз существованию человечества.

Возникновение таких глобальных последствий и угроз, которые принципиально не поддаются контролю, например, таких как теракты в Вашингтоне и Нью-Йорке, в Париже и Анкаре или гибель 217 пассажиров и семи членов экипажа, находящихся на борту российского пассажирского самолета А321, приобрели поистине катастрофические масштабы.

Беспомощность социальных институтов и ощущение риска опасности при возникновении терроризма как мировой угрозы стало всеобщим и постоянным, даже для тех стран, которые раньше не знали серьёзных угроз своему существованию.

Отдельно взятые страны в одиночку бороться с такой угрозой не могут, мы должны стать единой «командой мировой опасности».

Чтобы выжить человечеству срочно требуется новая система средств противодействия терроризму.

Искоренение терроризма — длительный и сложный процесс, при этом его невозможно уничтожить силовыми средствами, поскольку, насилие неизбежно порождает насилие. Возникающие опасные и непредсказуемые по своим последствиям явления глобального мира, несущие угрозы цивилизационным основам человеческого бытия, актуализируют потребность в необходимости создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтобы предотвратить конфликты на национальной почве.

Диалог различных стран, наций, рас, культур даёт возможность достижения консенсуса, соглашения в решении локальных конфликтных проблем во избежание их перерастания в глобальный конфликт. Наиболее важным условием искоренения терроризма является создание новой системы ценностей и социальных характеристик, необходимых для общего выживания и развития: этика ненасилия, идеи терпимости и уважения к чуждым позициям, ценностям и культурам, идеи взаимопонимания.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание толерантности.

В основе толерантности лежат такие гуманистические ценности как терпимость к иному образу жизни, поведению, мнению, уважение человека как личности, признание равноправия людей и их прав и свобод, чувство ответственности за собственную жизнь и сопричастности.

В Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года записано, что толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…

Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…

Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка». Это означает, что люди, как в нашей стране, так и во всём мире, должны научиться жить в рамках терпимости и согласия.

Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества должна находиться в основе мира ценностей, который способен обеспечить безопасность современного общества, снять напряжённость в человеческих отношениях, поскольку только толерантно образованный человек способен понять мир и себя в этом мире.

В современном обществе, где такие проблемы как экстремизм, терроризм стали отличительной чертой и оказывают негативное влияние на повседневную жизнь людей, человечество посредством обращения к теме толерантности должно найти пути их решения.

Образование, являющееся одним из основных социальных институтов, может стать оплотом толерантности. Сегодня общество с особой остротой, как никогда раньше, испытывает необходимость в формировании нового типа личности — образованного, компетентного, нравственного и толерантного человека.

Российское образование во все времена играло решающую роль при формировании убеждений и ценностных установок личности. Более того, именно образование несет ответственность за духовное возрождение общества, за патриотическое воспитание и связь между поколениями, за воспитание толерантности в человеческих отношениях.

Выполнение всех этих ценностных приоритетов влечет за собой коренные преобразования в образовании. Воспитание толерантности является не только одной из главных, но и стратегически важной задачей, которую ставит перед собой цивилизованное общество.

Именно толерантность должна стать тем основанием в образовании, которое способно снять напряженность в человеческих отношениях, поскольку только толерантно образованный человек способен понять мир и себя в этом мире. Это обстоятельство обусловливает актуальность исследования принципа толерантности.

Путь к толерантности — это сложный путь.

Понятие «толерантность» имеет одинаковый смысл в различных языках: в английском языке — готовность быть терпимым, снисходительным; во французском — отношение, когда человек думает и действует иначе, нежели ты сам.

В словаре В. Даля слово «терпеливый» трактуется как спокойный, рассудительный, великодушный, снисходительный.

В толковом словаре Д. Н. Ушакова, «толерантность» — производное от французского «tolerant» — терпимый.

Терпеливый, по С. И. Ожегову: «обладающий терпением, исполненный терпения».

В «Толковом словаре иноязычных слов» «толерантный» производное от французского «tolerant» — терпимый и латинского tolerans — терпеливо переносящий.

Анализ понятий «толерантность» и «терпимость» показывает, что эти определения по своей сути синонимичны. Таким образом, в различные эпохи, в различных странах и в различных философских школах мы находим близкие по значению определения.

Несмотря на то, что понятие толерантности уходит в глубину веков, история свидетельствует о том, что цивилизационность общества не гарантирует высокий уровень толерантности.

Трудность достижения толерантности в том, что она одновременно и необходима (ведь нам жить вместе на одной планете и решать многочисленные общие проблемы), и как бы невозможна (приходится принимать во внимание взгляды, поступки, образы жизни глубоко чуждые, отталкивающие)».

За последние десятилетия, как в нашей стране, так и за рубежом в современной философской литературе тема толерантности обсуждалась весьма активно и широко. Предпринимаются попытки более точного определения понятия «толерантность» и анализа толерантности в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Концепции, основанные на идеях толерантности, представляют собой обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка.

В целом толерантность является одним из критериев гуманизма.

Таким образом, толерантность в образовании означает, что в образовательных учреждениях, а также в рамках неформального образования должен укрепляться дух толерантности, должны формироваться отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Формируя толерантное отношение у молодежи, мы развиваем у неё чувство справедливости, равноправия, готовность придти к другим людям на помощь, т. е. способствуем развитию её духовно-нравственной культуры. Для этого, следует проводить мероприятия, которые предполагают создание условий для ориентации молодежи на ценности ненасилия, толерантности, справедливости и законности как нравственной основы поведения в обществе.

Образование должно способствовать становлению гармонично развитой личности, проявляющей взаимопонимание, терпимость, готовность жить в мире и согласии с теми, кто имеет другой образ мысли и веру. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что воспитание толерантности следует рассматривать в качестве главнейшей задачи сохранения духовного, человеческого в человеке.

Для решения этой задачи на наш взгляд необходимо:

  • приобщать подрастающее поколение к познанию своего родного языка, истории, литературы, культуры, прививать любовь и уважение к ним;
  • воспитывать чувства патриотизма, преданности и любви к своему народу и отчизне;
  • воспитывать гуманистические идеалы и нормы;
  • воспитывать чувство ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности;
  • воспитывать у молодежи интерес к вековым традициям и обычаям и обрядам своего народа;
  • приобщать к этническим нормам;
  • предотвращать любые проявления расизма, экстремизма, шовинизма;
  • организовать религиозное и богословское образование, чтобы предотвратить межнациональную агрессию и конфликты.

Современное образование должно способствовать развитию толерантного сознания, формированию личностей, которые преисполнены уважением к себе и другим и пониманием своих и чужих традиций и культур. В этой связи толерантность определяется и как готовность жить в мире и согласии с теми, кто имеет другой образ мысли и веру, и как философское основание современного образования.

Электронная приемнаяАдминистрацияАфишаОткрой свое ПодмосковьеЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ «МОИ ДОКУМЕНТЫ» В Г. ОДИНЦОВОГосадомтехнадзор Московской областиЕдиный портал торгов Московской области#МойПодъездАгентство развития коммунальной инфраструктурыНовости Одинцовского района
Администрация городского поселения Голицыно
Одинцовского района Московской области
© 2007 — 2017
Адрес
Московская область, Одинцовский район,
г. Голицыно, Звенигородское шоссе, д.15
Полезные ссылки