Администрация городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области

www.golitsyno-city.ru

Искусство высокого полёта

18:31, 11 января 2010

Скульптор Сергей Михайлович Сорокин – коренной житель Голицына. После окончания школы он работал сварщиком на одном из московских заводов. Затем был призван в армию. Отслужив срочную, вернулся на завод. Но в 1995 году кардинально изменил свою жизнь: поступил учиться на факультет монументально-декоративного и прикладного искусства Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова (МГХПУ).

Диплом получил с отличием, а через три года после окончания вуза продолжил образование в творческих мастерских Российской академии художеств (за успехи в учебе награжден серебряной медалью). В настоящее время преподает в МГХПУ и работает над скульптурами религиозной тематики. Сергей Михайлович — автор памятника звенигородскому чудотворцу, преподобному Савве Сторожевскому.

На вершине Сторожевской горы, у входа в монастырь, сидит старец в длинных иноческих одеждах. Чуть склоненная голова, спокойный, мудрый взор… Кажется, что он пришел сюда помолиться о будущем обители, о монахах, обо всех людях, которые придут на Сторожевский холм, как пришел однажды сам Савва.

Таким святого подвижника увидел скульптор. Памятник был установлен в Звенигороде к 600-летней годовщине преставления основателя мужского монастыря Преподобного Саввы Сторожевского в августе 2007 года.
— Сергей Михайлович, образ звенигородского чудотворца актуален для нас и сегодня. Он продолжает играть важную роль в нашей современной истории. Что подвигло вас на эту работу? Был заказ?
— Заказа не было. Решение создать образ чудотворца было непростым. Проект делал первоначально для себя. Для художника очень важно личное восприятие человека давно ушедшей эпохи. Мой небесный покровитель – Сергий Радонежский. Очень хотелось сделать памятник ему. Стал интересоваться историей великого святителя. Узнал, что у него было много учеников, а самый близкий среди них – Савва. Сергию Радонежскому уже поставлены два памятника, поэтому я остановил свой выбор на его ученике и продолжателе дел. Прочитал литературу, которую смог найти о святом. Его внешний облик известен по иконам. Но как композиционно изобразить подвижника, познавшего всю глубину духовной жизни? Задача трудная, но к ней нужно было найти простое решение. Это и есть пик творчества. Долго мучился, а потом как-то вдруг понял, что изображу его сидящим на пеньке. Следующую «подсказку» получил от Андрея Рублева, когда рассматривал его икону «Троица». Я перенял пластику фигуры у гениального художника-иконописца. И когда меня наконец осенило, работа пошла очень быстро. Самое важное для художника – это поиск, созидание. Если нашел решение (необычный ход) – считай, работа уже существует.
— Ваш путь в искусство был непростым и долгим. Когда вы осознали себя художником, поняли, что не можете жить без этого?
— Простым ответом тут трудно отделаться. Художник рождается в душе ребенка, который умеет уединяться и созерцать. Я, как и большинство детей, любил играть во дворе с мальчишками и в то же время достаточно много часов проводил наедине с природой.

После армии десять лет проработал на заводе, но меня часто преследовала одна мысль: нужно искать свою стезю. Больше других волновал вопрос: в чем смысл моей жизни? А потом появился неожиданный позыв в душе. Когда сказал жене о своем решении идти учиться, она не поняла моего стремления. И мы расстались. Я одновременно поступал в институт и разводился. То и другое давалось тяжело. Очень трудно было уйти от сына Никиты. Теперь он уже взрослый человек.
— В Строгановке вы выбрали религиозную тематику. Как отнеслись к вашему выбору преподаватели?
— Мне повезло с педагогами. Мой преподаватель на кафедре монументально-декоративной скульптуры, академик, профессор Александр Николаевич Бурганов изначально поддерживал меня. К диплому я подошел без проблем. 

Моя дипломная работа – это «Троица», выполненная в белом гипсе. Я переосмыслил икону Андрея Рублева и перевел ее в объемное пространство. «Троица» находится как бы в сфере. Будучи студентом, я стал задумываться: в чем сила и привлекательность иконы? В сферичности. Все наши храмы построены по такому же принципу – на сферических объемах. Сфера – это символ вечности, неба.

Я сразу поставил себе задачу – сделать объемную, пространственную икону. Сейчас, правда, ее называют трехмерной иконой. Важно определиться с направлением, с тем, что тебя внутренне волнует. У меня узкий путь – в широкой теме. И на этом узком пути должна быть очень широкая, максимальная свобода. Она не сразу раскрывается, а постепенно.
— Сергей Михайлович, а у вас есть неудачные, на ваш взгляд, работы?
— Когда работа идет хорошо, появляется особое состояние души. Она, как ангел-хранитель, определяет, стоит продолжать работу или нет. На самом деле, я много своих скульптур сломал. Одна работа сама развалилась. Видимо, не соответствовала истине. А в искусстве это важный момент – соответствовать истине. Как-то я попытался изобразить в памятнике пять лет войны.

Вылепил пять атлантов-воинов, которые на своих плечах удерживали пять военных лет. На верху композиции был задуман факел. Известный скульптор Владимир Ефимович Цигаль посмотрел мою работу и сказал: «У тебя несколько неправильное представление о войне». И я с ним согласился, так как не чувствую этой тематики, далек от военной эпохи. У меня много незавершенных работ, этюдов. Иногда чувствую, что нужно отложить работу, переосмыслить ее, чтобы потом снова вернуться к ней.
— Что вы понимаете под призванием художника?
— Призвание – это талант плюс определенные качества художника. К примеру, я – упертый, целеустремленный, внутренне собранный. Для скульптора немаловажное качество – склонность к ремеслу. Мой отец работал плотником, мог руками что угодно сделать. Возможно, это свойство передалось и мне. В институте я научился отливать работы в бронзе, был форматором, учился передавать форму в гипсе. Художник должен быть максимально свободным: не зависеть ни от литейщика, ни от форматора.

Мечтаю в будущем сделать свою литейную мастерскую, где все работы буду выполнять сам. Главное – я нащупал смысл жизни, нашел свой единственный путь.


Беседу вела Лариса Родионова.
Фото автора и Натальи Игумновой.
 

Частичное или полное использование материалов разрешено только при ссылке на сайт, адрес в сети интернет: WWW.GOLITSYNO-CITY.RU
Copyright © 2007—2014 «Администрация городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области»